Компьютерный форум
Правила
Вернуться   Компьютерный форум > Форум программистов > Языки программирования > FAQ > Библиотека описаний > Мысли вслух
Перезагрузить страницу Студенческие игры
Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  (#1 (permalink)) Старый
Ikshot Ikshot вне форума
Member
 
Сообщений: 451
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 06.06.2002
По умолчанию 01.10.2009, 15:56

Введение

Вообще говоря, написание статей по психиатрии (или ее вольное изложение) не является для меня делом привычным. Хорошо известно, что люди разных профессий, получившие разное по характеру образование, зачастую плохо понимают друг друга (например, я очень плохо понимаю юристов, а иногда я их просто ненавижу). Идея «рождения» данного труда пришла неизбежно и неожиданно как стихийное бедствие в процессе изучения работы Эрика Берна под названием «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» (в оригинале – «Games People Play. The psychology of human relationships»).

<div align='center'>
Рис. 1. Эрик Берн</div>
Разбирая приводимые в книге примеры, я наполовину инстинктивно, наполовину осмысленно пытался переносить их на события и опыт своей жизни, на те ситуации, с которыми сталкивался в процессе учебы и работы. Моя учеба в институте в общем-то не была чем-то из ряда вон выходящим с точки зрения обстановки и общения, работа после окончания учебы, в свою очередь, заключалась в управлении учебным процессом в качестве декана. Обращаясь к теме конфликтов и неприятностей в ВУЗе можно сказать, таким образом, что с 1995 по середину 2000 года я наблюдал их и иногда участвовал в них в качестве студента, со второй же половины 2000 по 2003 год продолжал заниматься тем же самым, но в этот период находился уже с «другой стороны баррикад». Иными словами, я успел поучаствовать в «вечной войне» на обеих сторонах (звучит не очень хорошо, но если война «вечная», то ничего удивительного в этом нет). Несмотря на нечеловеческие усилия по переносу «берновских» примеров на какие-либо другие (более личные) области своего бытия, я упорно возвращался к многообразным сценам завала экзаменов, преподавательских скандалов, срыва занятий и так далее.

Оставив указанные бесплодные попытки извлечь из материала личную выгоду, я решил выместить часть накопленной в мозгах информации на бумагу, опираясь в анализе на свое понимание теории Берна и личный опыт по участию в конфликтах между студентами, преподавателями и администрацией, а также их разрешению.

Для начала хотелось бы сказать несколько слов об Эрике Берне (в конце-концов, если бы не он, этой статьи не было бы). Э. Берн родился в 1910 году в Монреале. Не знаю, как вам, а мне приятно, что он не американец (потому, как я считаю, что данная нация «помешана» на психотерапии и психоанализе). Впрочем, позже он все-таки перебрался в США, где и занялся, собственно, психиатрией, что неудивительно. Берн имел за долгие годы весьма обширную практику и написал множество работ. Его часто называют убежденным Фрейдистом, хотя я лично явных признаков этого мне обнаружить не удалось (Берн уважает Фрейда, но двигается в несколько ином направлении). Основным достоинством работ Берна является, на мой взгляд, даже не простота изложения, а то, что его выводы и методы могут быть подтверждены и апробированы в реальной жизни на реальных людях. Берн в своих работах описал множество интересных теорий, в том числе теорию «Трансакционного анализа», основанную на предположении о том, что любое человеческое общение может быть сведено к обмену репликами (или сообщениями, или жестами) по принципу «стимул-реакция», а также теорию «Сценария», согласно которой человек неосознанно (в возрасте до 2-х лет), а затем полуосознанно создает план своей жизни (под воздействием различных факторов, в основном, родительских), и этому плану следует всю свою жизнь.

Не секрет, что различные психологи, анализируя одну и ту же ситуацию, идут разными путями и получают разные выводы. Можно, например, рассмотреть сказку Братьев Гримм «Красная шапочка». По одной из версий (коих насчитывается превеликое множество в разных странах – например, в одном из «японских» вариантов сказка почему-то начинается с того, что мама заковывает девочку в железные доспехи, выгоняет из дому и велит не возвращаться пока та их с себя не сотрет, а заканчивается на фразе «...и волк проглотил Красную Шапочку») волк девочку не глотает – она зовет охотника и тот убивает волка, а затем они вместе с Красной Шапочкой набивают живот волка камнями. Рассматривая последний эпизод этого, в общем-то, клинического случая, З. Фрейд или К. Юнг более всего интересовались бы, наверное, подсознательной мотивацией девочки, запихивающей камни в волчий живот. Д. Карнеги, скорее всего, интересовался бы психологической оптимизацией процесса запихивания камней и средствами снятия стресса после свершения этого деяния. Путь Берна, на мой взгляд, проще, понятнее и полезнее, его занимает вопрос: что станет в будущем с особой, имевшей такую мать (отправлявшую ее в «волчий лес» одну) и такой опыт в прошлом? Эрик Берн умер 15 июля 1970 года от сердечного приступа.

Но вернемся к данной работе. Она организована в виде двух параграфов. В первом из них рассматривается необходимая для дальнейшего изложения теория. Второй параграф представляет собой урезанный тезаурус, в котором рассматриваются некоторые игры, применяемые студентами, преподавателями и администрацией ВУЗа при неизбежном общении друг с другом.

При написании этой статьи мне меньше всего хотелось сделать ее банальной укороченной перепиской авторской книги (таких в Интернет довольно много). Правда, еще меньше хотелось занудного изложения фактов и выводов из них, так что ирония (там, где она присутствует) является намеренной.

В заключение хочу еще раз отметить, что не имею образования в области психологии или психиатрии за исключением обязательного институтского курса, так что не претендую на полную объективность анализа рассматриваемых ситуаций. Тем не менее, имея опыт наблюдения за конфликтами с обеих сторон, полагаю, что минимальная объективность все-таки присутствует. Главное, чтобы работа оказалась интересным чтивом или хотя бы забавным препровождением времени, а в идеале - и тем, и другим.
Ответить с цитированием
  (#2 (permalink)) Старый
Ikshot Ikshot вне форума
Member
 
Сообщений: 451
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 06.06.2002
По умолчанию 01.10.2009, 15:56

1.4.2. Динамо

В эту игру обычно играют мужчина (Блэк) и женщина (Уайт). Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы «Катись отсюда» или «Благородный гнев». Игра может вестись с разной степенью интенсивности.
  1. «Динамо» или «Катись отсюда» первой степени популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: «Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо» и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней, не привлекая к себе слишком большого внимания.
  2. В игре «Динамо» или «Благородный гнев» второй степени Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется «Отвяжись, нахал»). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется: ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры «Бейте меня».
  3. «Динамо» третьей степени – это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем «Насилуют!» Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников).
<blockquote>Замечание:
В дополнение к сказанному Берном, хотелось бы привести иллюстрацию из жизни. Пару-тройку лет назад день рождения одного из моих приятелей отмечался в небольшом «клубе» местного масштаба. Всю атмосферу этого грандиозного события я описывать не стану – достаточно сказать, что в клубе имелся танцпол, столики по стенкам и алкоголь (позже клуб был закрыт, может быть потому, что в отличие от названного, туалета и телефона там не было никогда). За одним из столиков сидели мы (изначально чисто мужской коллектив, постепенно перешедший в смешанный), за другим – группа доселе незнакомых нам девушек. Вечер развивался, и одна из «соседских» девушек положила глаз на именинника, то есть начала с ним флиртовать. Продолжалось это достаточно долго, чтобы он втянулся и после начала звучания медленной музыки пригласил ее потанцевать, на что она и согласилась с радостью. Однако как только они принялись кружиться, и он начал к ней «приближаться» (прошу прощения за интимную подробность, но без этого никак), она немедленно начала протестовать, причем в весьма резких выражениях, сопровождаемых бурной мимикой и жестикуляцией (из-за столика были лучше всего заметны именно два последних проявления неудовольствия). В итоге она просто бросила его посередине танца и вернулась на свое место. В принципе, игровой элемент было бы здесь тяжело засечь: вполне возможно, что девушку полностью устраивал легкий флирт, и ни на что другое она не рассчитывала, но вот дальнейшие ее действия поразили меня еще тогда. Во-первых, она ушла с танцпола с выражением лица полным недовольства, но за столик садилась уже довольной с полной радости улыбкой (от танцпола до столика – 5 шагов). Во-вторых, она тут же начала бурно и весело обсуждать что-то с подругами (вполне возможно, что они играли в игру «Подумайте, какой ужас!», упомянутую ранее, по поводу только что случившегося). И, наконец, в третьих, сев за столик, сделав глоток коктейля и выкурив сигаретку (таким образом, взяв себе пятиминутный таймаут) она, либо, не обнаружив среди нас субъекта более достойного, чем именинник, либо окрыленная первым успехом... да-да, немедленно пошла на вторую итерацию своего спектакля, причем в роли жертвы выступал ОН ЖЕ. Вторая итерация, как и последующие (всего их было штук 5, хотя точно я не подсчитывал, да и не помню уже) ничем не отличались друг от друга: флирт, медленный танец, недовольство, столик, коктейль, сигарета и новый виток. В какой-то момент этой бесконечной драмы, мне стало казаться, что у меня «дэ жа вю». Девушка по завершении каждой итерации выглядела все более счастливой – она явно играла в «Динамо» второй степени (а, может быть, хотела свести его к третьей). Мой приятель, напротив, мрачнел и грустнел прямо на глазах (не стоит упрекать его в глупости – он был нетрезв, а девушка была крайне симпатичной). В конце вечера они довольно мило распрощались, причем она осталась целиком и полностью довольна собой, а мне по пути домой пришлось выслушать все «мыслеизлияния» моего приятеля (он явно играл в «Не бейте меня») относительно случившегося (кстати, было холодно и лил сильный дождь), причем смысл его впечатлений я вряд ли смогу передать в рамках какого-либо более-менее формального произведения в силу преобладания в его монологе ненормативной лексики.</blockquote>
Ответить с цитированием
  (#3 (permalink)) Старый
Ikshot Ikshot вне форума
Member
 
Сообщений: 451
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 06.06.2002
По умолчанию 01.10.2009, 15:57

2.3.1. «Судебное разбирательство»

Вообще-то эта игра относится к семейным, поскольку в нее чаще всего играют муж и жена, но она встречается и в других областях жизнедеятельности, в частности, свое лучшее воплощение она получает в юриспруденции.

Игра может включать любое количество участников, но в основном она предусматривает участие трех игроков: Истца, Ответчика и Судьи. В семейном случае роли распределяются соответственно между мужем, женой и врачом (в нашем случае это Студенты, Преподаватель и Куратор). Если игра происходит в психотерапевтической группе, по радио или в телевизионной передаче, то остальная аудитория играет роль Присяжных. Муж начинает излагать жалобу: «Хотите послушать, что [имя жены] вчера сделала? Она взяла...» и так далее. Жена защищается: «На самом деле случилось вот что... и потом как раз перед этим он... и, во всяком случае, мы оба тогда...» и так далее. Муж благородно добавляет: «Я рад, что вы смогли выслушать обе стороны, я ведь хочу, чтобы все было честно». В этот момент консультант глубокомысленно замечает: «Мне кажется, если мы примем во внимание...» и так далее. Если при этом присутствуют зрители, консультант может перебросить мяч им со словами: «Давайте послушаем, что об этом скажут другие». Если же участники группы уже достаточно обучены, они могут взять на себя роль присяжных и без подсказки со стороны психотерапевта (в нашем случае в качестве Присяжных выступают Заведующий кафедрой, Директор института, а также все сотрудники деканата).

Если, как отмечено выше, свое лучшее проявление игра «Судебное разбирательство» получает в юриспруденции, то свое наиболее красочное – безусловно, на телевидении. Такие программы как «Свобода слова», «Окна», «Запретная зона», «Моя семья», «Девичьи слезы» и многие, многие другие никогда не существовали бы, не будь в мире этой игры. Но вернемся к нашей пьесе. Итак, на первый взгляд кажется, что Студенты, Преподаватель и Куратор играют в «Судебное разбирательство». Тем не менее, стоит обратить внимание на второй из упомянутых ранее вопросов. Ожидать «Часа Ч» в спокойствии можно, лишь будучи уверенным в благоприятном для себя разрешении ситуации, иначе попытки ее улучшить не прекращались бы. Я имею в виду, что, судя по поведению Студентов, они были уверены, что зачет они так или иначе сдадут, а уверенность в них могла быть вселена только Куратором, ибо больше ни с кем они на эту тему не общались. Сам по себе Куратор тоже «не чист на руку»:
  1. Почему он отложил решение вопроса до конца семестра, несмотря на то, что, согласно процедуре, должен был принимать меры немедленно?
  2. Почему он сразу не известил Преподавателя (или хотя бы свое начальство) о наличии проблемы?
При рассмотрении различного рода запутанных ситуаций Берн использует термин или точнее образный персонаж, которого он называет «Марсианин» (этот персонаж рассматривается в уже неоднократно упоминавшемся труде Эрика Берна «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы»). Марсианин в идеале свободен от эмоций и знания деталей отношений между участниками драмы, а также истории этих отношений, поэтому способен видеть ситуацию таковой, какова она есть.

Так вот с точки зрения марсианина все происходящее в рамках этой истории – интрига, жертвой которой стал несчастный Преподаватель, причем он стал ею не в конце семестра по итогам игры «Судебное разбирательство», а в самом его начале с момента обращения Студентов к своему Куратору. Если видеть ситуацию таковой, какова она есть, то можно заподозрить, что Студенты и Куратор в начале семестра, заключили социальный контракт или организовали партнерство, договорившись вместе сыграть в «Мошенничество» с Преподавателем в качестве жертвы. После этого они ждали удобного момента, чтобы раскрутить интригу. Студенты в период ожидания исполняли роль подставных жертв, накапливая улики, а Куратор готовился стать судьей по их будущему иску, причем и Студентам, и Куратору исход этого суда был заведомо известен.

Но и это еще не все. Возникает резонный вопрос: зачем Куратору все эти сложности, и зачем ему участвовать во всех этих играх? Ответ на него был получен, когда выяснился один интересный факт: за пять лет до описываемых событий Куратор был студентом того же факультета и той же специальности, что и Студенты, о которых мы говорим. Более того, он занимался у того же самого Преподавателя и испытывал наряду со всеми своими сокурсниками те же самые проблемы, что и нынешние Студенты. Поток, на котором учился Куратор, был менее сплочен, чем нынешний, поэтому, несмотря на его попытки стимулировать сокурсников к обращению в деканат, «революции» не произошло. В итоге он был вынужден обратиться к Заведующему кафедрой с просьбой о сдаче зачета ему.

Когда этот исторический факт был установлен, в этой запутанной истории все встало на свои места. Итак, Студенты обращаются к Куратору за решением проблемы. Он, безусловно, хочет помочь своим Студентам, но помимо этого, узнав имя источника проблемы, то есть Преподавателя, молчаливо припоминает «былое и думы» и решает заочно сыграть с Преподавателем в игру «Ну что, попался, негодяй?», а точнее в ее вариацию – «Месть». Для этого он принимает предложение Студентов заключить союз с целью сыграть в игру «Мошенничество» против Преподавателя. Для того чтобы избежать административных проблем, «Мошенничество» маскируется под «Судебное разбирательство». Ву-аля!

Показанный пример свидетельствует, что анализ игр дело не только нужное, но еще и сложное, а также интересное. Если рассматривать весь «разбор полетов» с точки зрения Куратора – история насчитывает три игровых слоя, если со стороны Студентов – два.
Ответить с цитированием
  (#4 (permalink)) Старый
Ikshot Ikshot вне форума
Member
 
Сообщений: 451
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 06.06.2002
По умолчанию 01.10.2009, 15:57

Заключение

В небольшой работе, конечно, нельзя рассмотреть все детали общения определенных слоев населения в определенных местах и при определенных обстоятельствах. Кроме того, все выводы, приведенные здесь, могут показаться надуманными и ненаучными. Что ж? Я и не настаиваю на признании научности данного труда. Надеюсь, правда, как и в самом начале текста, что хотя бы толику интереса читателя данная работа вызвала.

Буду рад любым комментариям и отзывам.
Ответить с цитированием
  (#5 (permalink)) Старый
Ikshot Ikshot вне форума
Member
 
Сообщений: 451
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 06.06.2002
По умолчанию 01.10.2009, 15:58

Благодарности

Леденеву А.В. (AKA Shunix) - за стилистическую, орфографическую и синтаксическую корректировку, а также за то, что без него эта работа не родилась бы, поскольку свое развитие она во многом получила из наших дискуссий.

Семенову И.А. (AKA Garik) - за интерес к работе, умеренную критику и за то, что позволил опубликовать данный опус.
Ответить с цитированием
Ads.
  (#6 (permalink)) Старый
stunyas stunyas вне форума
Новичок
 
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Регистрация: 26.10.2010
По умолчанию 26.10.2010, 12:24

А еще будут?
Ответить с цитированием
Ads
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
игры анд Любые вопросы от новичков 0 25.12.2011 02:30
В процессе игры сворачиваются игры. Чёрный_Лёд Любые вопросы от новичков 27 16.08.2011 23:26
игры Шалбуз Windows XP 4 20.03.2011 01:10
Игры Viktor95 Любые вопросы от новичков 10 14.02.2011 10:27
Про игры Кирилл7 Игры 2 12.09.2010 18:04
Вылетают игры через 10-15 минут игры. Sportsmen Любые вопросы от новичков 4 28.08.2010 19:26
Медпенно работают игры, некоторые игры выдают ошибки. K0rvine Любые вопросы от новичков 7 03.02.2009 21:59
Через несколько минут игры многие игры начинают зависать. maka Любые вопросы от новичков 10 23.12.2008 08:00
Многие игры во время игры закрываются без ошибок, в чем может быть проблема? kserx Любые вопросы от новичков 2 01.11.2008 13:22
Переодически вылетают игры во время игры, в чем может быть причина? Malikoff Техническая поддержка 7 11.09.2008 16:58



Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd.
Нardforum.ru - компьютерный форум и программирование, форум программистов